Е. Блаватская. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ

Е. Блаватская. ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ЭЗОТЕРИЗМ

“Принцип Христа”, пробужденный, прославленный дух истины, который всемирен и бесконечен — этот истинный Христос не может быть монополизован никаким человеком, даже если он присвоит себе название “наместника Христа”. Дух “Хреста” или “Христа” не может ограничиваться никакой сектой только потому, что эта секта считает себя выше глав всех других сект и религий. Имя христианина связано, особенно в наши дни, с такой нетерпимостью, таким догматизмом, что христианство приходится назвать par excelence религией несправедливости и религией присвоения. Поэтому это некогда такое благородное наименование, про которое Юстин Мученик говорил, что “только через одно имя, которое возложено на нас как преступников, мы прославлены”, — и это наименование теперь обесчещено.
Да, мало есть христиан, которые понимают истинное значение слова “Христос”* / * Клементий Александрийский во 2 веке п. Р. X. основывает свои важные доказательства на этой паропомазии (кн. III, гл. 17), что все, которые верят в Хреста, т. е. “хорошего человека”, называются также хрестианами. А Лактавий (IV, гл. 7) говорит, что люди только из незнания называют Хреста Христом: “qut propter ignorantlum еггсгегп cum immutata litera Chrestum solent dicere” /, а те немногие священнослужители, которые это случайно знают, боязливо -скрывают это от своей паствы. Они же воспитаны так, что считают занижаться такими вопросами грехом. А все-таки, что такое “Божественная мудрость”, или “Гнозис”, как единая реальность среди нереальных форм природы, как душа проявленного Логоса? Зачем же нам, если мы стремимся к слиянию с вечным и Абсолютным Божеством, пугаться при мысли проникнуть в его мистерии?
Некоторые намеки и указания к эзотерическому пониманию Евангелий будут даны в дальнейшем. Все любящие истину не найдут ничего против этого; те же, про которых сказано: qui vult decipi decipiatur “если им хочется, пусть будут обмануты!”.
Библию, так же, как и все другие книги мировых религий, нельзя исключить из класса аллегорических и символических писаний, которые, начиная с доисторических времен, возвещали о тайных учениях мистерий в более или менее скрытой форме.
Примитивные авторы “Логий”, из которых и появились наши Евангелия, знали, конечно, истину и всю истину; их же потомки сохранили только догматы и формы, на которых они могли создать свое “священство”, вместо истинного духа так называемого учения Христа. Так постепенно произошло извращение.
Мысль написать это сочинение про эзотеризм Евангелий была дана нам письмом Джеральда Массея: “Противоречит ли самому себе учение Христа?” Это письмо было обнародовано в журнале “Люцифер”.
Мы не хотели смягчить сказанное Массеем; противоречия, которые он открыл, настолько ясны, что их опровергнуть не может какой-нибудь “проповедник”. Мы имеем возразить только относительно небольшой фразы. Массей пишет: “Зачем клясться именем Библии— если книга, именем которой мы клянемся, есть “лавка обмана”, которая уже взорвалась или каждый миг может взорваться?”.
Такой великий символист, как Массей, конечно, никогда не назвал бы “Книгу мертвых”, “Веды”, или какую другую древнюю книгу, “лавкой обмана”* / * Доказательства, которые приводит известный египтолог в своем упомянутом письме, указывают, что он проник в тайну составления Нового Завета. Массей знает разницу между спиритуалистическим, божественным, чисто метафизическим Христом. Он указывает также на то, что христианские каноны, особенно же Евангелия, Деяния Апостолов и Послании, состоят из отрывков гностической мудрости, мудрости, основы которой дохристианского периода и построены на мистерах.
Но оккультист, который различает оба течения, чисто гностическое и лжехристианское, знает, что мысли Евангелия, если они освобождены от богословского толкования, принадлежат к древнейшей религии мудрости /.
Почему не рассматривать с этой же символической точки зрения Ветхий Завет и — в еще большей степени — Новый?
Все эти священные книги есть “лавки обмана”, если рассматривать экзотерическое буквенное толкование их старых, а тем более новых богословских интерпретантов. Все они служили священству, как средство добиться мощи и вести честолюбивую политику:
священству, которое поддерживало, по возможности, суеверие, которое сделало из своих богов кровожадных молохов и заставляло целые нации служить этим богам вместо Бога истины.
Но если искусно вымышленные догматы и намеренные извращения схоластиков есть, безусловно, “лавки обмана”, то сами тексты являются “ценными рудниками”, полными универсальных истин. Для профанов и грешников эти тексты все еще “таинственные слова”, написанные человеческой рукой на стене дворца