пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...

Иудаизм, Христианство, Буддизм, Ислам, Индуизм

Перейти в начало энциклопедии

Такэда Сокаку

Такэда Сокаку родился 10 октября 1858 года в провинции Айдзу. Его клан принадлежал к древнему и знатному роду Такэда. Еще совсем маленьким ребенком он начал изучать дзю-дзюцу у своего деда Такэда Соэмона, и бо- дзюцу — у своего отца, известного мастера в этом виде боевого искусства. В 12 лет он поступил в школу кэн-дзюцу Оно-Ха-Итто Рю, к мастеру Сибуя Тома. Этот наставник был знаменитым мастером меча высокого класса. Очень быстро Такэда Сокаку проявил необыкновенные способности в фехтовании. Достаточно сказать, что в возрасте 16 лет он выиграл поединок на синаи (бамбуковых мечах) у одного из знаменитых фехтовальщиков того времени, мастера Момоно Сюнзо (1826—1886) из школы Кёсин-Мэйдзи-рю. В 1876 году, после 6-и лет занятий, мастер Сибуя вручил Такэда «мэнкё-кайдэн», документ, удостоверяющий постижение всех секретов и технических тонкостей школы и дающей право на самостоятельное преподавание. Параллельно со школой Оно-Ха-Итто Рю, Такэда 2 года занимался в школе кэн- дзюцу Дзики-Син-Кагэ-рю у 14-го великого мастера этой школы Сакикабара Кэнкичи (1829—1894), а также в школе со-дзюцу (владения копьем) Ходзоин. В том же 1876 году он получил «мэнкё-кайдэн» школы Ходзоин. В июне все того же 1876 года умер его старший брат, и семейные обязанности заставили Такэда вернуться в родную провинцию. Там он был представлен Сайго Таномо-Чикамаса (1829—1905), прямому потомку основателя их клана и тогдашнему его главе. Этот человек слыл непревзойденным мастером меча, копья и боя голыми руками. Свою школу он называл Осикиучи-рю. То, что он преподавал нескольким избранным ученикам, являлось комплексной боевой системой. Она включала, помимо фехтования мечом и копьем, также и захваты, болевые и бросковые приемы. Около двух лет Такэда постигал технику Сайго, и весьма преуспел в этом. В 1880 году эти два человека снова встретились, когда Сайго Таномо исполнял обязанности настоятеля в храме Синто Никко Тосёгу — главном храме их клана, а также всего рода Такэда. За шесть месяцев, проведенных вместе, мастер Сайго передал одаренному ученику все секретные знания школы («окудэн»). С 1880 по 1898 гг. Такэда Сокаку вдоль и поперек объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил поблажек или особых условий при встречах с теми, кто считался сильнее него. Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие своего противника — то есть сражался копьем против мастера копья и мечом — против знаменитого мастера меча. Он никогда не терял уверенности в себе, а число его учеников, невзирая на частые разъезды и отсутствие постоянного тренировочного зала, превысило 30 тысяч за всю жизнь. Среди них были дворяне, члены правительства, бывшие даймё и высокопоставленные чиновники. Такэда Сокаку был представителем последнего поколения самураев, блестящим мастером боевых искусств и талантливым учителем, опыт которого являлся результатом интенсивных занятий ценой больших жертв с юного возраста. Академические знания, полученные от инструкторов в тренировочном зале, он довел до совершенства в настоящем, не сдержанном ни правилами, ни страхом официального запрета, бою с мастерами, полагавшими себя более сильными и опытными, чем он. Эти соревнования ни в коей мере не были дружескими, смерть участников была обычным явлением. Прошедшие годы не помешали дойти до нас многим историям, показывающим характер и практические способности этого человека. В 1910 г. в сельской местности, по которой путешествовал Такэда, объявился жестокий грабитель, который действовал настолько успешно, что люди, за исключением самых сильных, боялись путешествовать в темноте. Полиция, несмотря на все усилия, не смогла с ним покончить. Неожиданно по неизвестным причинам деятельность разбойника прекратилась. Поиски полиции позволили обнаружить труп, глубоко увязший вниз головой в грязи, на рисовом поле недалеко от дороги, по которой обычно ездил Такэда. Деревенские жители считали, что мастер бросил негодяя с такой силой, что тот не смог выбраться из заболоченного места и задохнулся. С другой стороны, возможно, он умер от того, что у него была сломана шея. И полиция и население были очень довольны такой развязкой, и поэтому особо не расследовали действительные причины смерти. Пятью годами спустя Такэда участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб численно превосходящим силам врага. В то время многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома, кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в столкновении с ними, регистрировали как вызванную естественными причинами, чтобы соблюсти формальности и избежать лишних вопросов. Когда началась схватка, врагов было полсотни на одного — вооруженных тобигути (баграми), железными ломами и лопатами. Сначала Такэда просто бросил нескольких нападающих. Однако, когда в ход пошли ножи, он тоже вооружился сходным образом — и это стоило жизни девятерым бандитам. Этот случай прекрасно демонстрирует силу и гибкость айки-дзюцу как комплексной боевой системы За счет способности без колебаний переходить от работы без оружия к работе с оружием, Такэда вышел победителем из такой схватки, которая на первый взгляд казалась совершенно безнадежной. Возможности Такэда Сокаку вызывали огромное восхищение сотрудников полиции, и в течение своей жизни он был учителем многих их офицеров и рядовых. Поэтому ему сходило безнаказанно ношение стального меча (запрещенное еще в 1872 году), а также многочисленные убийства своих противников на поединках. По некоторым сведениям, за свою жизнь Такэда убил на дуэлях около 50-и человек, и это не считая всякого рода бандитов. Кстати, чины полиции вполне одобряли его расправы с преступниками, и не смея сами нарушать закон, всячески покрывали Такэда, делавшего то, о чем полицейские могли только мечтать. Если бы Такэда жил в наше время, его, без сомнения, сочли бы эксцентричным человеком. Рассказывают даже, что он всегда носил с собой собственную чайную посуду, из которой только и считал возможным пить, и ел лишь ту пищу, что готовил он сам или его старший ученик. (В давние годы для самураев было обычным беречь свою жизнь таким способом). Похоже, что его поведение было достаточно вызывающим, что показывает, например, следующий инцидент. В 1904 г. американец Чарльз Пэрри, учитель английского языка колледжа Сэндай, пожаловался контролеру в поезде на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса, которое он, похоже, не имел возможности оплатить. Проверка показала, что у пассажира действительно был билет первого класса, но привела его в такую ярость, что он попросил показать того, кто на него жаловался. Узнав, что это был ехавший в вагоне крупный иностранец, маленький Такэда, в котором было всего 150 см роста и 52 кг веса, схватил Пэрри двумя руками (приемом Ёнкадзё) и вытащил на открытую платформу в задней части поезда. Неизвестно, что там произошло, но безусловно, это произвело очень сильное впечатление на м-ра Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто-рю айки-дзюцу — это высшая система единоборства, результатом чего было приглашение от президента Рузвельта с просьбой прислать в США инструктора для демонстрации этих странных, но эффективных приемов. В ответ Такэда Сокаку направил туда Нарада Синдзо из отдела полиции Сэндай, одним из первых учеников которого в США стал Чарльз Пэрри, бывшая жертва его собственного гениального учителя. Такэда Сокаку — это связующее звено между нашим временем и эпохой самураев. Именно он обеспечил передачу истинного айки-дзюцу через своих учеников к последующим поколениям. Прожив полную, удачную и очевидно очень интересную жизнь, Токэда Сокаку скончался от естественной старости 25 апреля 1943 г. За два года до этого у него начался паралич, и многие тогда поверили в близость конца. Он был настолько близок к смерти, что один из его старших учеников, Уэсиба Морихэй, сменил название своей собственной школы с Айки-Будо на Айкидо; совершая это, мягко говоря, нарушение этикета, он, вероятно, считал дни своего учителя сочтенными и мог поэтому произвести замену без страха вызвать его недовольство. Однако Такэда Сокаку отчасти восстановил свою былую силу и за два месяца до смерти, несмотря на частичный паралич, на занятиях в отделе полиции города Муро-ран даже бросил дзюдоиста 6-го дана. В тот день, когда его не стало, он почувствовал себя плохо у станции Аомори на северной оконечности основного японского острова Хонсю и был принесен учениками в гостиницу города Ито уже мертвым. Один из наиболее выдающихся бойцов последнего поколения самураев покинул этот мир в возрасте 85-и лет, после чего задача продолжения его работы лежала на учениках. Среди самых известных его учеников Уэсиба Морихэй (1883—1969), создатель Айки-До; Окуяма Ёсидзи-Рюхо (1906—1987), создатель Хакко-рю; Чой Ёнсоль (1904—1987), создатель Хапкидо; Такэда Токимунэ (его сын, великий мастер школы Дайто- рю); Сагава Юки-ёси и Хиса Такумо. Двое последних — единственные, кто получил «мэнкё-кайдэн» из рук самого Такэда Сокаку. После смерти учителя Сагава ряд лет возглавлял школу, но когда сын учителя вернулся домой после войны и плена, он отказался от этого поста в пользу последнего. Такэда-сын являлся 37-м по счету главой школы, считая за первого легендарного князя Минамото-но Ёсимицу (1056-1127). В настоящее время школа возглавляется Такеда Мунемицу – 38 патриархом школы, братом покойногоТакеда Токимуне. Вот что Такеда Токимуне говорил о своём отце: «Мой отец был человеком маленького роста, но грозного вида. Он всегда носил только традиционную японскую одежду. Много лет он был единственным, кто преподавал Дайто-рю. Но своего додзё у него не было. Он ездил по всей стране и проводил в разных местах 12-дневные семинары. Его учениками являлись, в основном, полицейские, а также чиновники местных органов управления. Как он сам считал, в течение всего периода преподавания он в той или иной мере обучил около 30 тысяч человек. У него был удивительный дар, нечто Вроде шестого чувства. Мне всегда казалось, что он мог читать мысли других людей. Любую опасность он чувствовал еще до того, как происходила сама встреча с ней. При этом он отличался скрытностью и осторожностью. Например, он никогда не ел и не пил ничего, приготовленного кем-то другим, кроме него самого, меня или старшего ученика. Он никогда никому не говорил, куда уходит или уезжает, когда вернется. Входя в чей-нибудь дом, или выходя оттуда, он всегда шел позади других, чтобы никто не мог ударить его в спину. Одним словом, он всегда был готов к бою, в любом месте и в любой момент»... Анри Пле, «отец европейского каратэ», вторит ему: «Мастер Такэда жил так, как подобает самураю, не доверяя полностью никому, кроме самого себя, не произнося ни одного лишнего слова, не заботясь о достатке, и поистине пребывая за пределами расхожих представлений о добре и зле. До конца своих дней он преподавал жесткое айки-дзюцу, отличавшееся высочайшей эффективностью. И только немногим избранным ученикам он передавал, кроме этого, круговую плавную технику». Поэтому, когда Уэсиба Морихэй в 1942 году начал открытое преподавание этого тайного раздела, назвав его «айкидо», Такэда испытал приступ гнева. Несколько его учеников отправились даже к Уэсибе, в его деревню Ивама, чтобы убить его. И только благодаря своему уму, выдержке и умению вести переговоры, Уэсиба смог этого избежать. ЁСЕЙКАН-БУДО Воинское искусство, созданное во Франции в 1970 году японцем Мочидзуки Хиро, живущим в этой стране с 1955 года. Хиро изучал айки-дзюцу, дзю-дзюцу и кэн-дзюцу у своего отца, Мочидзуки Минору. Позже он практиковал каратэ Вадо-рю, Сётокан-рю, а также другие восточные и западные виды единоборств. Он следующим образом характеризует свою систему: «Я разработал систему тренинга, основанную на волнообразных движениях. На основе ее мне удалось объединить различные формы ведения боя в единое целое. Волнообразное движение дает большую мощь. Я против застоя в боевых искусствах. Наши предки оставили нам огромное наследие. Наша роль заключается в том, чтобы продолжать их дело, приспосабливая старинные методы к сегодняшней жизни. Если же сохранять созданное ими в неизменном виде, то боевые искусства превратятся в музейные экспонаты... Раньше бу-дзюцу были оружием войны. Сегодня они нужны нам прежде всего для поддержания формы и укрепления здоровья. Ёсейкан-будо создано именно для этого». Система Мочидзуки включает в себя технику захватов, удушений, вывихов, ударов для самозащиты, а также спортивные поединки в перчатках и футах. В поединках с оружием используются защитные доспехи и тупое оружие. ЁСЕЙКАН-РЮ Школа боевых искусств традиционной ориентации, созданная в Японии в 1931 году Мочидзуки Минору (родился в 1907 году). Основатель Школы "ЕСЕЙКАН" (Yoseikan) Мочизуки Минору родился 11 апреля 1907 года. Боевыми искусствами начал заниматься еще в раннем детстве. Мочизуки изучал технику различных школ боевых искусств. Его учителями стали известные мастера, вот имена только некоторых из них: Дзигиро Кано - основатель Дзюдо Кодокан (известное ныне как дзюдо), Морихей Уесиба - основатель Айкидо, Гичин Фунакоши - основатель Сетокан Карате. Мочизуки Минору добился высоких результатов, мастерски овладев техникой школ: Дзюдо, Дайто-Рю, Айкидо, Дзюдзюцу, Карате, Иайдзюцу, Кендо, Тэнсин Седэн Катори Синто-Рю, Гёкусин-Рю дзюдзюцу, Йари, Кито-Рю. Воможно именно Кодокан определил путь развития Мочизуки Минору как многосторонне развитого мастера воинских искусств. В середине двадцатых двадцатого столетия, когда Мочизуки вступил в Кодкан Дзюдо, это искусство было уже популярно и распространено в Японии... ... а сорока годами раньше Дзигоро Кано (основатель Дзюдо Кодокан) должен был еще отстоять право на жизнь, тогда только разработанной им новой техники. То время было переломным для Японии - страна открылась для Запада, впитывая все новое как губка, что не могло не отразиться на ее собственной культуре. Дзигиро, разрабатывая свою новую технику на основе Дзю-дзюцу и западных школ, избрал рациональный подход мистическому, свойственному классическим школам востока. Очень важную роль в утверждении Кодокана сыграл один из лучших учеников Кано - Сиро Сайго - приемный сын Таномо Сайго - из клана Айдзю. До поступления в Кодокан Сиро Сайго изучал у Таномо Сайго технику "осикути" ныне известную как Дайто-рю Айки Дзюдзюцу, которая ему, возможно, помогла в дальнейшем в состязаниях, устраивавшихся в то время между школами дзю-до и дзюдзюцу. Соревнования эти имели очень большое значение для этих школ: тогда решался вопрос их дальнейшего существования в новой Японии. Но обстоятельства сложились так, что Сайго, один из самых лучших учеников Кано, был вынужден покинуть своего учителя. И вот много лет спустя... ...в 1930 году Кано отправляет несколько своих учеников, в числе которых был Мочизуки Минору, обучиться техники фехтования в школе Катори Синто Рю и технике школы Дайто-Рю Айки Дзюдзюцу у лучшего ученика Такеда Сокаку (учитель Сокаку был тот же, что и у Сиро Сайго - Тамоно Сайго) - Морихея Уесибы. Морихею Уесиба еще предстояло создать свою знаменитую технику Айкидо, а в то время он преподавал Дайто Рю. Позже, Мочизуки Минору об'единит изученные техники под единым названием своей школы Есекан Будо (Yoseikan Budo) Три составляющие YOSEIKAN : YO - учеба, рост , процветание SEI - истина KAN - обозначает место, дом Многие боевые искусства стали известны далеко за пределами Японии во многом благодаря Мочизуки Минору. Во время своей поездки в Европу 1951 году как представитель от Кодокан и Айкикай (Aikikai) он заложил здесь основы для развития военных искусств Японии. Здесь в первые им были продемонстрированы Айкидо, Карате, техники школ работы с оружием. Сегодня филиалы школы Есейкан открыты по всему миру. Мочизуки Минору и по сей день является ее руководителем. Его додзе располагается все на том же месте со дня своего основания (а это почти уже 70 лет) - неподалеку от горы Фудзи, изображение которой можно видеть на эмблеме школы. ЁСИНКАН-РЮ Это стиль айки-дзюцу, развивавшийся с 1955 года японским мастером Сиода Годзо (1915— 1994). Сын влиятельного врача, Сиода Годзо рано проявил интерес к боевым искусствам, который сохранил на всю жизнь. В доме его отца, как это характерно для того времени, жили многочисленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того, чтобы они не бездельничали, когда были свободны от учебы или работы, и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия учеников в школе дзюдо, созданной при доме. Помимо изучения дзюдо в школе своего отца, которая называлась «Ёсинкан», Годзо проявлял интерес к кэн-до. Однако именно желание проверить свои знания по дзюдо привело его в школу Уэсиба Морихэя, учителя Дайто-Рю айки- дзюцу и бывшего ученика Такэда Сокаку. Его дзюдо оказалось настолько неэффективным по сравнению с техникой Айки-дзюцу, что 23 мая 1932 г. в возрасте 17 лет он поступил в школу, известную как Дзигоку, или дьявольская. Уэсиба Морихэй, тогда 49-летний, был в то время на вершине своих возможностей. Сиода учился в университете Такусёку, учебном заведении, которое по сей день продолжает выпускать выдающихся мастеров боевых искусств. Он был одним из «трех лучших ребят» Такусёку, двумя другими были Накаяма Масатоси, который потом стал старшим инструктором японской ассоциации каратэ, и Кимура Масахико, много лет удерживавший титул чемпиона Японии по дзюдо. Сиода закончил университет в апреле 1941г. и в возрасте 26 лет был направлен в Китай для участия в военных действиях. Его учитель Морихэй Уэсиба тогда преподавал в школе Рикугун Нака-но Гакко — академии для армейский офицеров высшего ранга, где наряду с другими предметами изучали искусство владения мечом. В 1946 г., когда военные действия прекратились, Сиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Уэсиба Морихэя — но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать свое собственное направление, которое он назвал Ёсин-кан в честь додзё своего отца. Учитель Уэсиба, которому уже было более шестидесяти лет, постепенно превращал свое боевое искусство в способ духовного развития. Сиода же, как основатель нового движения и потому известный под титулом «канте», предпочел сохранить те эффективные в единоборстве методы, которые изучал до войны. Впоследствии школа Ёсинкан всегда отличалась выносливостью и хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью их техники. В результате она и по сей день остается предпочитаемой школой подготовки армии и полиции. В июле 1954 г. на всеяпонском фестивале боевых искусств Сиода Годзо получил высшую награду среди сотни участвовавших групп, что сильно 'повысило репутацию школы Ёсинкан и помогло сформировать ее крепкую основу. Это было поворотным моментом для школы Ёсинкан, и нужно было показать, собирается ли Сиода Годзо далее следовать старому пути традиций Дайто-Рю, не отклоняясь от них, или же пойдет на какие-то компромиссы на том пути, которому он следует. Группу Уэсиба Морихэя на этом фестивале представлял Тохэй Коичи. Мастер Сиода сохранил верность «старой» школе. Годзо Сиода часто выбирали для показательных выступлений перед лицами международного значения — такими, как японская императорская сем .я, принцесса Александра из Великобритании и Роберт Кеннеди из США. Кеннеди был представлен Сиода Годзо Накасонэ Ясухиро, который затем стал премьер- министром Японии. Во время своего визита в Ёсинкан Кеннеди объяснял Сиоде, насколько сильны, выносливы и хорошо подготовлены его телохранители. Он гордо утверждал, что они ничему не удивляются и ничего не боятся, и предложил Сиоде испытать их. Один из очень крепко сложенных телохранителей неожиданно схватил Сиода, в котором всего 150 см роста и около 55 кг веса, и толкнул его. Без колебаний и размышления Сиода применил технику Ёнкадзё, легко уложив крупного охранника на пол лицом вниз. Кеннеди это очень позабавило, и он в шутку предложил разогнать своих телохранителей и набрать себе охрану из школы Ёсинкан. Это происшествие ясно показывает, что даже против хорошо тренированных и физически превосходящих противников правильно выполненная техника будет иметь желаемый эффект. Сиода Годзо по праву считался одним из выдающихся мастеров айкидо современности и одним из немногих, кто мог проводить обучение древним и эффективным в единоборстве методам Айки-дзю-дзюцу. Он и его школа Ёсинкан занимают видное место среди японских боевых искусств, но не так хорошо известны в остальном мире.

Твоя Йога

Просветление, эзотерика, йога, лечение, энциклопедии

На главную В раздел На форум В меню