пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...

Хокку (хайку) и танка. Японская поэзия

Перейти в начало энциклопедии

ЛАБОРАТОРНЫЙ ТРЕНИНГ

(активное социальное обучение). Это комплексное социальнодидактическое направление, ориентированное на широкий охват различных сфер социальной практики; использует разные формы и методы активного психологического и социальнопсихологического воздействия для развития у людей знаний, умений и навыков более эффективного социального функционирования, повышения психологический культуры, оптимизации социальнопсихологической компетенции как субъектов общения. Независимо от применяемых форм активное социальное обучение осуществляется в процессе общения, в условиях особым образом организованного интенсивного взаимодействия участников малой группы, форсированно (3080 часов). Л. т. сочетает непосредственное взаимодействие участников как членов группы с исследованием этого процесса и обучением.

Повышенный интерес к методам активного социального обучения, таким как социальнопсихологический тренинг, деловые и организационноуправленческие игры, методы дискуссионных групп, методы групповой психологической коррекции, методы индивидуального психологического консультирования и др., обусловлен реальной диалектикой современного социального развития. Сопровождающие научнотехническую революцию интенсификация социальных связей личности, расширение сферы общения изза частой утраты качества этого общения, постоянно растущие нагрузки на психическую деятельность, наконец, затянувшийся кризис современной семьи делают процессы общения и межличностных отношений все более многообразными и напряженными. Эти факторы нередко создают условия для развития перманентных внешних и внутренних конфликтов, приводящих повсеместно к серьезным, отрицательным для здоровья личности рецидивам, к невозможности полноценно жить и трудиться. Все это предъявляет повышенные требования, в частности, к культуре общения, к умению быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных, разнородных межличностных ситуациях. Решению этих проблем и должны прежде всего способствовать методы активного социального обучения. Кроме того, использование методов активного социального обучения значительно увеличило потенциал и расширило возможности психологической науки, поскольку с их помощью стали более эффективно внедряться в практику результаты научных разработок. Это подтверждает в целом успешный опыт внедрения методов активного социального обучения в различные сферы социальной жизни у нас в стране — в производственные отношения и управление, народное образование, здравоохранение, семейнобытовые отношения. Значителен научный потенциал групп и коллективов активного социального обучения, которые могут рассматриваться как оптимальные экспериментальноисследовательские лаборатории для анализа многих реальных психологических и социальнопсихологических явлений, характерных для межличностных отношений и общения. Наибольшее распространение практика активного социального обучения получила в западных странах, прежде всего в США. Активное социальное обучение, или “групповое обучение”, как научнопрактическое направление, решающее социальные и социальнопсихологические проблемы людей, за 40 лет своего существования заняло прочное место в западной культуре в качестве составного элемента широко разветвленной сети психологической помощи.

В своих идейнотеоретических истоках “групповое движение” испытывает влияние многих психологических направлений (бихевиоризма, фрейдизма, гуманистической и когнитивной психологии, интеракционизма). На уровне практической реализации это движение сегодня представляет собой скорее разноречивый и эклектический конгломерат обусловленных различными теоретическими ориентациями конкретных методических подходов, которые имеют разные наименования: Тгруппы, энкаунтергруппы, тренинг сенситивности, группы личностного роста и т. п.

Гибб (Gibb J. R.), в частности, подразделяет все виды групп социального обучения на 9 основных видов, располагая их в зависимости от степени близости к психотерапевтическим группам, с одной стороны, и традиционному обучению — с другой.

Лю6ин(1л1Ып В.) и Эдди (Eddy W.) выделяют, например, 3 основных направления в организации социального обучения в группе, рассматривая их как практические экспериментальные лаборатории исследования человеческих отношений и различая с точки зрения фокуса исследования: а) личностную и межличностную, б) межгрупповую и в) групповую ориентацию.

Бэкенен (Bachanan P.) и Рейсел (Reisel J.) при разработке типологии групп использовали несколько иное представление, с акцентом на категорию Я. С их точки зрения, различные типы группового социального обучения могут быть разделены в зависимости от того, из каких источников человек получает информацию о своем Я. “Я— Я” — тип, имеющий дело в основном с личностным ростом. Главные источники обучения интраперсональные (внутриличностные). “Я—другие” — тип, фокусирующийся на межличностных отношениях Участники поощряются к поиску данных касающихся, например, влияния их поведения на других или манеры, в которой они общаются с другими людьми. “Я—группа” — тип, рассматривающий личность и способ ее обращения с группой как с социальной общностью, к которой эта личность относится. Предметом анализа являются вопросы влияния стилей и качества группового участия. “Я—организация” — тип уделяющий основное внимание индивидууму как члену большой организации. Группы этого вида обычно ориентируются на изучение опыта межличностного взаимодействия в условиях межгруппового соревнования, конфликта и кооперации. “Я— профессия” — тип, ориентированный на субъекта какой-либо конкретной деятельности и исследующий чувства, стремления и жизненные ценности, получаемые и реализуемые им в условиях профессиональной деятельности. Данная типология позволяет выявить преимущества различных комбинаций отношений в каждом виде группового социального обучения.

Тренинговые группы (Тгруппы) пронизывают, по существу, все типы группового обучения. В известном смысле Тгруппа — это душа всей системы активной социальнопсихологической подготовки в США. В отечественной литературе этот опыт хорошо отражен в публикациях Н. Н. Богомоловой, Ю. Н. Емельянова, Л. А. Петровской и др. Хотя ситуации, возникающие при обучении в Тгруппе, довольно разнообразны, количество общих признаков, стимулирующих потенциал обучения, может быть сведено к 4 основным: 1 ) акцент на взаимоотношениях между участниками группы, развивающихся и анализирующихся в ситуации “здесь и теперь”; 2) объективация субъективных чувств и эмоций участников группы по отношению друг к другу, выступающих в качестве материала для анализа; 3) атмосфера раскованности и свободы обшения между участниками, которая создается для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства и ощущения по отношению друг к другу, а также получать “обратную связь” в ответ на это от других членов группы; 4) климат психологической безопасности, при котором обеспечивался индивидуальный выбор как степени включения в групповой процесс, так и происходящих в ходе этого процесса изменений. Однако было бы ошибкой полагать, что группа является единственной моделью группового обучения. Существуют и другие формы группового опыта.

Группы обучения (study groups) сформировались как прямая альтернатива опыту Тгрупп, хотя основные цели и тех и других общие — изучение и понимание детерминант и моделей группового и индивидуального поведения в ситуации “здесь и теперь”. Вместе с тем имеются и принципиальные различия. Тгруппы — это американский продукт, и основа их идеологии кроется в отношениях, существующих в американской культуре. Так, в Тгруппах делается акцент на равенстве и взаимозависимости ее участников. Это положение признается решающим и помогает участникам группы прийти к самоосознанию, стать умелыми, осведомленными о движущих силах групповой и индивидуальной жизни. Подобная ориентация просматривается и в требованиях к руководителю Тгруппы. Например, он должен действовать в демократической манере — в качестве образца поведения “хорошего члена” группы, непосредственно реализуя основные цели группы (в частности, сокращение защитных форм поведенческих реакций); он дает прямую, но не оценочную обратную связь; он открыт для выражения и принятия как своих собственных чувств, так и чувств других. Хотя разные руководители опираются на собственные теории группового и индивидуального развития, ведущей концептуальной основой является психологическая теория Левина (Lewin К. ) с ее акцентом на взаимозависимости. С момента своего появления Тгруппы эффективно используются при подготовке менеджеров самого различного ранга, для воспитания демократического лидера и руководителя. Группа обучения является британской по своему источнику и отражает иные концептуальные и структурообразующие положения. Так, в отличие от Тгрупп, в Sгруппах одной из центральных является проблема авторитета, власти. Вопросы индивидуального отношения к авторитету здесь оказываются более значимыми и сложными, чем вопросы взаимозависимости. Стиль и цели тренеров Тгрупп изменяются в зависимости от обстоятельств, их теоретические позиции более разнообразны. Консультанты из Тавистокского института, где возникли Sгруппы, придерживаются единой теоретической схемы; цели, стиль и методы их практической работы более консервативны, как и многое другое в культурных традициях Англии. Вместе с тем нельзя не отметить и некоторые общие моменты в этих двух видах социальнопсихологического обучения. Люди, занимавшиеся и в той и в другой группе, отмечали сходные субъективные последствия после окончания учебы. Неправильно было бы утверждать, что влияние Sгрупп ограничивается только Англией, а Тгруппы популярны только в Америке; они широко представлены почти во всех западных странах и оказывают влияние друг на друга.

Группы встреч (encountergroups) наиболее часто ассоциируются с Тгруппами. Имеющаяся литература не способствует точному определению какихлибо существенных отличий, а практический опыт еще более разноречив. Термин “encounter” первоначально был введен Роджерсом (Rogers С. R.). Егруппы прошли определенный путь развития, что отразилось и в названиях различных “исторически” складывающихся направлений этого вида. В начале 60х гг. Егруппы часто именовались “группами тренинга сенситивности” (sensitivity training groups). Несколько позднее Роджерс дал им новое название — basic encounter. Однако термин “basic” не удержался, остался лишь “encounter”. Хотя четкие границы не были определены и многие исследователи смешивают Т и Егруппы между собой, некоторые отличия все же существуют. Так, за Егруппами признается большая эмоциональность, они более личностно ориентированы и нацелены на решение вопросов, касающихся человеческого существования (как жить более полноценно и испытывать более глубокие чувства), их концепция более экзистенциально направлена. Часто под Егруппами понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько групповых методов работы, в том числе и метод Тгрупп. Хотя некоторые авторы склонны идентифицировать Егруппы только с теорией гуманистической психологии, Либерман (Lieberman М. А.), Ялом (Yalom I. 0.) и др. выделяют до 10 известных направлений активной социальнопсихологической подготовки, объединенных под общим названием “энкаунтергруппы”. Это Тгруппы, гештальттерапия, группы трансактного анализа, эзален эклектик (esalen eclectic), группы личностного роста, синанон (synanon)группы, психодрама, марафон, психоаналитическиориентированные группы, энкаунтертайпс.

Все перечисленные подходы к организации группового социального обучения отнюдь не взаимоисключают друг друга. Общей для них является преимущественно личностная (а не групповая или организационная) направленность. Вместе с тем они могут иметь и существенные отличия как по форме, так и по содержанию. Например, модель, основанная на гештальттерапии, строится по иным принципам, чем Тгруппа, хотя анализируемые в том и другом случае проблемы могут быть сходными, но решаются они различными способами и методами. Группы трансактного анализа избирают иные пути для диагностики и анализа межличностных конфликтов по сравнению с синанонгруппами и т. д. Широко варьируется роль лидера — от значительной, например, в гештальтгруппе до организации группового обучения в энкаунтертайпс практически без лидера. Многие исследователи группового обучения считают, что более важным является общая и прикладная концепция личности того, кто обеспечивает групповой процесс и руководит им, т. е. руководителя группы. Именно его имплицитная профессиональная личностная теория и направляет всю работу с группой. Если ктото в состоянии принять участие в нескольких различных видах группового опыта как делают многие, то он сможет наблю1 дать и испытывать частичное совпадени отдельных элементов обучения в группах разного типа. Участники же одного и того же вида тренинга могут приобрести различный опыт, переданный руководителями с разным стилем работы.

Широкое использование методов Л, т в том числе и в области подготовки психотерапевтов (особенно групповых), потребовало научного анализа его возможностей и ценности. Результаты этих исследований содержатся, в частности, в работе Ледера (LederS.) и его сотрудников (1979) (см. Обучение в области психотерапии).

См. также Групповое движение, Группы встреч, Тренинг, Тренинговая группа.

Твоя Йога

Просветление, эзотерика, йога, лечение, энциклопедии

На главную В раздел На форум В меню