пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...

Ароматические масла. Эфирные масла. Афродизиаки

Перейти в начало энциклопедии

КАТАРСИС

. Понятие К. (“очищения”) ввел Аристотель (384—322 гг. до н. э.), который утверждал в своем сочинении “Поэтика”, что через сочувствие и страх трагедия добивается очищения (катарсиса) духа. Как синоним в русском языке употребляется термин “отреагирование”, соответствующий латинскому “абреакция”. За отреагированием следует уменьшение аффективного напряжения и чувство облегчения.

Множество психокатарсических приемов использовалось в древнем мире и в средние века. Храмовый сон из языческих святилиц и асклепионов (Асклепий — бог здоровья в Древней Греции) переносится в церкви и монастыри. Отреагирующее значение имеет проповедь — часть христианского таинства покаяния. Прощение, которое обещает священник, беседы о конфликтах совести придают исповеди характер отреагирующей психотерапии. Лучше всего представлено отреагирование в лечебных ритуалах и заговорах. Они включают заклинания и символические действия, далекое наследие языческой демонологии, часто смешивающееся и срастающееся с христианскими обрядами и обычаями. Во многих из них есть катарсические моменты (Атанасов — Атанасов Ат., 1969).

Более доступной, почеловечески понятной формой исповеди и отреагирования являются так называемые утешения беседой, т. е. простой непринужденный разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах. Во время беседы рассказывают о гнетущих, мучительных переживаниях, выслушивают утешающие слова, сравнивают свои невзгоды с подобными у других людей, и это, может быть, самая хорошая рациональная и катарсическая народная психотерапия, действительно приносящая успокоение.

По Атанасову, К. с позиций учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности — это физиологический (соответственно патофизиологический) процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы. Он может быть предметом исследования как нормальной, так и патологической физиологии. В первом случае это касается незначительных психотравм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбуждение функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежедневный К. — явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для определенных индивидов раздражитель может стать поводом для возникновения патодинамических очагов с высоким инертным возбуждением, которые сохраняются длительное время и являются предметом патофизиологии. Не все в процессе снижения возбуждения может быть осознано, к тому же не все осознанное адекватно.

При тяжелых психических травмах у людей, предрасположенных к невротическим расстройствам, спонтанный К. не наступает, и именно поэтому требуется психотерапевтическое вмешательство. Как лечебная техника или, точнее, как принцип лечебной техники К. используется во многих психотерапевтических методах, объединяемых понятием •“•кamapcuчecкaя психотерапия”. В качестве одного из механизмов лечебного воздействия К. входит в такие методы психотерапии, как психоанализ, психодрама, групповая психотерапия и многие другие.

См. также Автологокатарсис Атанасова, Гипнотическая абреакция, Декапсуляция Чолакова, Искусственная репродукция аффективных переживаний по Крестникову, Методика репродуктивных переживаний Асатиани, Психокатарсический метод Брейера, Фармакологическая абреакция.

Твоя Йога

Просветление, эзотерика, йога, лечение, энциклопедии

На главную В раздел На форум В меню