Port9 — 2007-02-22 16:02:45

ЗАЩИТА В ГАЛЛЮЦИНАТОРНЫХ СИТУАЦИЯХ

По мере "утоньшения завесы", разделяющей физический и астральный миры, наблюдается активизация смутных зрительных образов в периферическом поле зрения. С "разрывом завесы" астральные формы и сущности перемещаются из периферического в центральное поле зрения, то есть полностью проникают в сферу восприятия физического мира. Защита в случае проникновения астральных форм и сущностей на физический план (не имеет значения, произошло это в ходе психического нападения или нет) ничем не отличается от защиты в случае сознательного выхода в астрал, поскольку астральные формы, вторгаясь в область восприятия физического плана, не смешиваются с ним и сохраняют свою астральную специфику (см. гл.18). Однако ситуация сознательного выхода в астрал существенно отличается от ситуации с проникновением астральных форм на физический план. Если в первой ситуации человек, как правило, в значительной степени контролирует себя, сознает специфику происходящего, то вторая ситуация, как правило, оказывается для человека неподконтрольной, напоминая тем ситуацию непроизвольного астрального выхода, то есть сновидения, в котором человек не сознает, что все это ему только снится. Поэтому астральной защитой в здесь можно воспользоваться лишь в том случае, если превратить ситуацию из неконтролируемой в контролируемую, "осознать себя во сне". Это достигается не путем подавления вторгшихся астральных форм, а путем осознания двух особенностей данной ситуации: во-первых, произошло ВТОРЖЕНИЕ, так что формы эти не являются частью физического мира; во-вторых, вторжение произошло лишь ДЛЯ НАС, но не для людей, находящихся рядом с нами. Осознание первого позволяет сохранить адекватную позицию по отношению к астральным формам (см. гл.18), а второго - сохранить адекватную позицию по отношению к непосредственному социальному окружению.

Со сложностью задачи превращения неконтролируемой ситуации в контролируемую сталкивался каждый, кто испытал состояние сильного алкогольного опьянения, в котором ситуация властвует над человеком, а не человек над ситуацией. Неконтролируемое состояние алкогольного опьянения - это сновидное состояние, до некоторой степени воспроизводящее бесконтрольность состояний обычных сновидений. Поскольку же характерной чертой всякого психотического (в том числе и галлюцинаторного) состояния служит его неконтролируемость, состояние алкогольного опьянения можно рассматривать как экспериментальный психоз и использовать для опытного изучения механизмов неконтролируемых состояний. Автор нашел, что состояния, оптимальные для экспериментальной работы, достигаются при помощи 40% алкоголя в дозировке 300-500 мл для взрослого мужчины. Опыты с неконтролируемыми состояниями следует проводить не чаще одного раза в месяц в смешанной разнополой пьюще-непьющей группе. Особое внимание следует уделять выявлению неадекватности своего поведения и неадекватности оценки ситуации, а также выявлению момента перехода из контролируемого состояния в неконтролируемое (висцеральные, вестибулярные и речевые расстройства при такого рода экспериментальной работе рассматриваются как побочные эффекты и специальной фиксации не подлежат). Личные наблюдения следует сравнивать затем с наблюдениями трезвых членов группы.

Высоко развитое сознание и контроль над внутренними состояниями дают возможность адекватно прореагировать и на ситуацию, создавшуюся в результате проникновения астрального плана на физический. Так, в литературе описаны случаи, когда йоги, однократно поглощавшие значительное количество опия и даже столь мощного галлюциногенного препарата как ЛСД, продолжали вести себя так, будто ничего не произошло. Разумеется, мы не можем судить о внутренних состояниях, переживавшихся этими йогами; но если человек контролирует свои поступки и укладывается в рамки условного диапазона конвенциальных (общепринятых) норм поведения, его психическое состояние не может рассматриваться как "ненормальное". О патологии можно говорить лишь в том случае, если неадекватным становится наше поведение, если мы утрачиваем сознание того, как наши поступки выглядят с точки зрения ни о чем не подозревающих внешних наблюдателей. Кстати, попытки посвятить в свой опыт лиц, не готовых принять его, также следует рассматривать как неадекватное поведение.