Port9 — 2008-01-25 23:59:52

В эпоху мегалита началась настоящая революция в наскальной живописи: натурализм и стилизация постепенно уступали место абстрактным рисункам и символам. В эпоху среднего неолита, то есть около 3000 г. до н. э., маги-художники отмечали даже расположение внутренних органов животного, однако и эти абстрактные рисунки основываются на древних натуралистических представлениям о мире. В основе этих представлений лежала наивная вера в возможность преобразования природы с помощью колдовских заклинаний. Подобно охотничьим танцам, инсценирующим сцены охоты, наскальные росписи и рисунки, изображающие животных, были связаны с магическим обрядом, который, согласно представлениям первобытного человека, должен был обеспечить удачу на охоте. Овладевая изображением зверей, человек, казалось, обеспечивал себе победу над ними. В этом своеобразном фантастическом мышлении поэтически воплощалось стремление человека к овладению мира.
Магические обряды, погребальные ритуалы первобытного человека преобразовались в торжественные церемониалы. По ходу истории развития человечества в древние времена погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги — храмами, палатки — дворцами, магические наскальные росписи — изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы; они увлекательно повествовали о жизни людей древнего мира, хранили застывшими в камне народные легенды, сказания и мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные, иногда гигантские статуи и рельефы, увековечивавшие образы и изображения земных владык и героев. Но потом настали великие перемены. Изображения стали настолько стилизованными, что превратились в чистую абстракцию. Так впервые появились символы.
С этого времени человек начинает обозначать символами даже те объекты, как одушевленные, так и неодушевленные, которые были знакомы ему десятки тысяч лет: людей, животных, растения, лодки, дома, оружие, воду. Легко создаются символы для обозначения абстрактных понятий — например, плодородия (дождевая туча), богатства (несколько полей, граничащих друг с другом), защиты и безопасности (символ дома или «Великой Матери»), власти (оружие или символ Солнца). Вера в мистических существ дала толчок развитию абстрактного мышления. Каждая большая символика привязывает свой язык форм к культу мертвых, форме погребения и украшения гроба. Египетское искусство начинается с погребальных храмов фараонов, античное - с орнаментики погребальных ваз, раннеарабское - с катакомб и саркофагов, западное - с соборов, в которых ежедневно совершается жертвоприношение мессы, повторение смерти Христа.

В античные времена ужас человека перед грозными божествами сменился стремлением постичь природу, использовать ее на благо людей. В античном искусстве Древней Греции был воплощен идеал красоты гармонично развитой личности, утверждавший этическое и эстетическое превосходство человека над стихийными силами природы. В эпоху эллинизма — следующий этап развития античной художественной культуры — античное искусство обогатилось новыми аспектами восприятия жизни.
Культовыми предметами греческой мифологии являются всем известные символы: амброзия, гиппокрена, золотые яблоки Гесперид, яблоко Париса, лук Одиссея, ожерелье Гармонии, сандалии Гермеса, щит Афины с головой Горгоны, щит Ахилла, выкованный Гефестом и др. Многим растениям в древней Греции приписывалась связь с олимпийскими богами и мифическими чудовищами. Собственно, растения являлись символами божеств и мифических существ. Аконит - Цербер, апельсин - Геспериды, барвинок - Хлорида, боярышник - Гименей, вероника - Геба, гелиотроп - Клития, ирис - Ирида, виноград - Бахус и менады.