moZg — 2007-12-25 12:20:56

Праздник разговенья Ид аль-фитр, Ид ас-сагир (малый праздник) или Ураза-байрам.

Ид аль-фитр или Ураза-байрам - праздник разговенья знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения.

Большой пост в течение месяца рамадан (по-перс. - рамазан), называемый по-арабски саум (перс. - руза, роузе, тюркск. - ураза) обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение при совершении религиозных обрядов, так как тахара сводится не только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но в религиозно-этическом, культовом смысле тахара означает освобождение от всего оскверняющего. От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто занят на тяжелых работах, участвует в военных действиях, путешествует и т. д. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах: раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам. Запрещается поститься в дни двух великих праздников и в случае опасности; порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан).

Согласно широко распространенному мнению, пост, особенно в месяц рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. Необходимо напомнить, что в исламе в отличие, например, от христианства, нет посредников между Богом и человеком, отсутствует и духовенство в христианском понимании, которое может отпускать грехи верующему от имени Бога. Мусульманин сам отвечает перед Аллахом за свои грехи.

Мусульманские богословы трактуют пост как средство обуздания страстей, порожденных животным началом (нафс) в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб), тем самым как бы облагораживается человеческая натура.

Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран. (2:181)

По поводу поста в Коране сказано: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, также как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны - на отсчитанные дни; а кто из вас болеет или в пути, то - число других дней. А тех, которые могут это, - выкуп накормлением бедняка. Кто же добровольно возьмется за благо, - это лучше для него. А чтобы вы постились, это - лучше для вас, если вы знаете. (2:179, 180). В Коране также говорится: "Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они - одеяние для вас, а вы - одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам, и простил вас. А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи"... (2:183). Как видно, согласно Корану, важная особенность мусульманского поста именно в том, что поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть, пить и приходить к женам разрешено. Но от зари и до заката, помимо принятия пищи и супружеской близости, запрещаются курение, вдыхание ароматных запахов, нельзя также закапыать капли, задерживать содержимое кишечника, пускать кровь или ставить банки. В то же время, если человек сделает это не намеренно, это не считается нарушением поста.

Вечером, после заката постящийся должен принять легкую пищу - фитур, вторая еда - сахур принимается перед возобновлением поста на заре. Вечерний обряд разговенья называется ифтар; вечернее разговенье - благословенное время, потому на него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей и считается, что мусульманин, устроивший угощение может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла или образованный человек, который может прочитать молитвы и знает многочисленные рассказы о жизни пророка, членов его семьи и сподвижников, все мусульмане стараются в этот период предаваться размышлениям об Аллахе и его учении. В память о ниспосланном в этом месяце Коране стараются провести время в чтении Корана и пересказах его наставлений тем, кто не умеет читать по-арабски.

Начинается пост обрядом "встречи", когда ждут на небе появления молодой луны. Луну нередко высматривают в воде пруда, реки или колодца. Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем, трубными звуками, либо знаменем, поднятым на минарете.

Услышав сигнал, мусульмане отправляются в мечеть к утренней молитве и в течение месяца они должны повторять формулу: "я намерен поститься постом месяца рамадан от утренней зари до заката солнца единственно ради Всевышнего". Конец 30-дневного поста отмечается в первый день месяца шавваля, следующего за рамаданом. По окончании поста в первые три дня месяца шавваль радостно отмечается Ид аль-фитр - праздник разговенья или малый праздник. Мусульмане надевают свои лучшие платья, поздравляют друг друга, ходят в гости, стараются веселиться, приготовляют вкусную и обильную пищу. Во время этого праздника мусульмане должны отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушение и уплатить за каждого члена семьи милостыни - так называемое "очищение праздника перерыва". Чтобы обеспечить получение этой подати, богословы ссылаются на особый хадис пророка: "Пост рамазана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни".

В праздник разговенья рекомендуется дарить подарки, обмениваться традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, та как считается, что в Ид ал-фитр в дом приходят души умерших.

В праздник разговенья обязательны общие молитвы в мечети или на специальных площадках - намазгах. В хутбе, читаемой муллой или имамом во время общего богослужения, верующим объявляется о "действительности" прохождении поста, дается наставления соблюдать его в будущем. Например, так звучит часть одной проповеди: "Хвала тому, кто обещал верным хранителям поста вход в рай дверью, называемой прохладной, в которую входят только постившиеся во время месяца рамадана... знайте, о верующие, что этим днем оканчивается месяц рамадан, этот почтенный и священный месяц... Ах сколь печальны и огорчены мы тем, что этот месяц кончился... прощай, прощай, о месяц покаяния, прощения и освобождения от огня и ада... Я был очень весел, я дожил до месяца благословенного, но сегодня с глазами, полными слез, я должен сказать себе: о месяц рамадан, прощай! С той минуты как ты имел намерение удалиться, покой оставил меня, скорбь объяла меня... Среди печали, в которую я погружен, я испускаю жалобные стоны, я проливаю кровавые слезы... Несмотря на слабость моего тела, я узрел лик Твой с удовольствием и говорю с печалью:"Месяц рамадан, прощай!"...

После торжественного богослужения верующие отправляются на кладбище помянуть умерших, а также посещаются усыпальницы местных святых, затем мужчины, собравшись группой, посещают дома всех недавно умерших и выражают соболезнование близким покойного. А семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких. Традиционное приветствие звучит так: "Таккабаль Алла мина ва минкум" ("Да одобрит Господь старания наши во имя Его").

В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления, ведется оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели, иногда разводя костры, через которые прыгают молодые мусульмане. Необходимо отметить, что хотя праздник разговенья и считается малым, но он отмечается очень радостно и с большими надеждами на счастливое существование в следующем году.