moZg — 2007-01-27 15:25:05

Послушаем кассету с записью духовной музыки - тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности - образование биений. Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся - ускоряются.

   Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую известность в научном мире эффекта биений , никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы . Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду, а другое - чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он "слышит" биения с частотой 335 - 330 = 5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а "фантом". Он рождается в мозге человека только при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга.

   "Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать что-то новое. Тем не менее, вплоть до поступления в высшую школу я никогда не получал удовольствия от учебы и не имел в ней особых успехов. Было время, когда я находился на грани академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки давались с трудом. И это при том, что в детстве меня называли смышленым ребенком, который, по идее, должен учиться на отлично. Причиной моих неудач взрослые, как всегда, считали недостаток прилежания. Я же, разочаровывая их, все больше отчаивался сам. Став взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда я заваливал экзамен, я пересдавал его до тех пор, пока не получал нужной мне отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне нужна новая стратегия, поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены здесь уже не было. Я уже не мог так много работать ради столь посредственных результатов, поэтому со всей силой своего отчаяния устремился на поиски этой новой стратегии.
   К счастью, я ее нашел - мне удалось преодолеть свою "неспособность" к обучению с помощью бинауральных ритмов и диметиламиноэтанола (ДМАЭ) - компонента, содержащегося в морепродуктах.
   В результате академический сизифов труд превратился в изысканное развлечение, повлекшее за собой отличные отметки и трансформацию меня как личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного заключения."

   Этим вступлением начинает одну из своих статей Ричард Кеннерли - американский ученый, исследовавший влияние на умственную работоспособность человека прослушивания особых комбинаций звуковых колебаний, получивших название бинауральных ритмов.

   Таким образом, одним из самых эффективных способов организации биоэлектрических колебаний мозга (и связанных с ними психофизиологических состояний), одновременно обеспечивающих высокую синхронизацию обоих полушарий, являются бинауральные биения . Что же происходит в мозге, когда человек "слышит" эти звуки.

   В 50-е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга. Тогда же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга способна синхронизироваться, при определенных условиях, с различными ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот биоэлектрических потенциалов мозга. Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга. В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.

   2. Теория аудио/видеостимуляции мозга
   Способность мозга следовать внешним стимулам, таким как световые вспышки, звуковые щелчки была выявлена в 50-х годах, когда получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ). Это позволило разработать эффективные методы воздействия на мозг с целью достижения требуемых состояний.
   Обычно частоты электрических потенциалов мозга находятся в пределах 0,5 - 45 Гц. Лучше всего мозг поддается воздействию в диапазоне 10 - 25 Гц, при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон частот мозга.

   На данный момент принято выделять пять основных диапазонов частот работы мозга:
    - дельта диапазон (0,5Гц-4Гц) - фаза глубокого сна;
    - тета диапазон (4Гц-8Гц) - фаза быстрого сна, полудрема;
    - альфа диапазон (8Гц-13Гц) - расслабление;
    - бета диапазон (13Гц-45Гц) - активное бодрствование;
    - гамма диапазон (45Гц-60Гц) - измененное состояние сознания (труднодостижимо, малоизученно).

    Дельта волны - самые медленные колебания в мозгу. Они обычно преобладают, когда мы находимся либо в сонном, либо в бессознательном состоянии, но некоторые могут находиться в дельта диапазоне и в сознательном состоянии. Стимуляция мозга в дельта диапазоне позволяет избавиться от бессонницы, повысить профессиональные способности психологов и психотерапевтов к подстройке к пациентам, обеспечить глубокий отдых и полностью нивелировать эффект "выгорания".
   Тета волны - обычно преобладают когда человек находится в состоянии между сном и бодрствованием, т.е. в предсонном или "сумеречном" состоянии. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов и открывает доступ к бессознательной части ума. Тренировка мозга в тета диапазоне значительно увеличивает творческие способности человека, способность его к обучению. Также значительно снижается потребность в алкоголе и наркотиках.
   Альфа волны - характерны для состояния неглубокого расслабления. У людей имеющих пониженный уровень активности альфа-ритмов обычно нарушается способность к полноценному отдыху, что обычно вызывается сильным стрессом. Поэтому стимуляция в альфа диапазоне рекомендуется для помощи в преодолении стрессовых состояний.
   Бета волны - преобладают в обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем мир вокруг себя, или сосредоточены на решении каких-то текущих проблем. Бета волны обычно связаны с бодрствованием, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием и, в случае их избытка, - с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации. Стимуляция мозга в бета-диапазоне позволяет избавиться от депрессивных состояний, повысить уровень осознанности, внимания и кратковременной памяти.

Использованы материалы сайта www.ussr.to