Port9 — 2007-04-18 01:50:32

Внушение и самовнушение

В нашей стране вопросами внушения и самовнушения много и плодотворно занимался академик В. М. Бехтерев. Он считал, что внушаемость это нормальное свойство человеческой психика, выраженное, однако, у разных людей в разной степени. Внушение самовнушение, взаимовнушение широко распространены в человеческом обществе и сопровождают человека с ранних лет до глубокой старости. По выражению Бехтерева, внушение (в отличие от убеждения) входит в сознание человека "не с переднего входа, а как бы с заднего крыльца", минуя сторожа - критику. Все то, что принимается на веру без соответствующей критической переработки поступающей в мозг человека информации, есть внушение. Если В. М. Бехтерев подвел психологическую базу под явления внушения, то И. П. Павлов дал этому свойству научные, физиологические обоснования.

Ученый писал, что слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как раздражители, общие с животными. Но для человека слово является еще более многосторонним и многообъемлющим условным раздражителем, который нельзя даже сравнивать с условными раздражителями животных. Как известно, для животного, даже высокоорганизованного, слово - просто звук, в то время как для человека каждое слова имеет глубокий смысл, значение. Слово благодаря предшествую" щей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария головного мозга, а потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливали эти раздражения. "Внушение есть наиболее упрощенный, типичнейший условный рефлекс чело" века", - резюмирует И. П. Павлов. Приведем пример. Представьте себе, что исследователь кладет в рот испытуемого ломтик лимона. Что при этом произойдет? В ответ на натуральный пищевой раздражитель (лимон) на основании врожденного безусловного пищевого рефлекса выделится слюна.

Однако можно получить такое же выделение слюны не давая лимона испытуемому, а лишь показывая его (действие через зрительный анализатор), В данном случае слюноотделительная реакция была осуществлена через так называемую первую сигнальную систему (через зрение, слух, обоняние). Но можно такую же реакцию получить, рассказывая о лимоне, его кислом вкусе: "Я беру большой сочный лимон, разрезаю его и начинаю выжимать из него кислый сок в стакан!" - говорит экспериментатор. И от одних слов о лимоне у испытуемого начинает выделяться слюна. В этом случае имеет место воздействие через вторую сигнальную систему, присущую только человеку. Слово в сигнальной деятельности головного мозга как бы заменяет непосредственный натуральный раздражитель.

Слово "лимон" как условный раздражитель второй сигнальной системы возбуждает первую сигнальную систему и даже через подкорку вызывает физиологическую реакцию - слюноотделение. При этом необходимо помнить, что первая сигнальная система находится в неразрывной связи и взаимодействии со второй сигнальной системой, являющейся основой речи, мышления, письменности, анализа слов, и что первой сигнальной системы в "чистом виде" у человека не существует. Слово отражает социально-исторический опыт человечества и индивидуальный опыт отдельного человека.

Диапазон значения слова чрезвычайно велик: от простого условного обозначения предмета до абстрактных, отвлеченных понятий и представлений, отражающих человеческое мышление. Соответственно этому диапазону многообразен и широк диапазон словесного внушения. Так, если словом "лимон" можно вызвать слюноотделение, а словом "еда" у голодного человека - выделение желудочного сока и двигательную реакцию кишечника, то ничего удивительного нет в том, что словом "спите" по механизму внушения можно вызвать гипнотический сон.

Теперь на примерах покажем действие и силу внушения, самовнушения и взаимовнушения. На одной из лекций студентам-медикам было заявлено: "Сегодня мы будем изучать деятельность обонятельного анализатора: скорость распространения запаха по помещению. Предлагаем вам следующий опыт". Профессор налил на вату немного темной жидкости из принесенного флакона и положил вату на кафедру. Студентов попросили поднять руку, как только они почувствуют резкий, неприятный запах. Вскоре в первых рядах поднялось несколько рук студентов, почувствовавших запах. Далее запах "распространился" в глубь аудитории и, наконец, дошел до задних рядов. В это время некоторым сидящим впереди стало дурно, и их пришлось вывести из лекционного зала. Каково же было удивление студентов, когда после окончания опыта им заявили: "Никакого запаха не было! Вам его внушили. Вы напряженно ждали его, "принюхивались", и вот у вас развилась массовая, внушенная обонятельная галлюцинация"!

Как видно из опыта, проведенного в обычном бодром состоянии, без гипноза, внушение оказалось достаточно сильным.

Если у молодых и образованных людей в наше время удалось вызвать обонятельную галлюцинацию массового характера, то не приходится удивляться тому, что в средние века или более близкое нам время под влиянием внушения представителей церкви нередко вспыхивали массовые галлюцинации религиозного характера.

В Европе в средние века могущественным влиянием пользовалась католическая церковь. Служители церкви внушали верующим, что дьявол так же всесилен, как и сам бог, что демоны под видом обычных людей могут свободно проникать в человеческие, жилища и вступать в контакт с людьми. Более того, демоны могли, уменьшаясь до размеров мухи, проникать в тело человека через нос, уши и рот. В таком случае человек делался игрушкой в лапах дьявола, который начинал управлять не только действиями этого человека, но и его мыслями и речью.

"Одержимый дьяволом" человек (это были чаще женщины, страдавшие истерией), как правило, не переносил "святых" мест, его начинало "корчить" при виде креста или иконы.

Обычно такие "одержимые" - больные люди, приходя в храм или костел, падали наземь в судорогах, их тело начинало изгибаться дугой (истерическая дуга), они выкрикивали богохульства, плевали на иконы, на их губах появлялась пена, тело содрогалось от конвульсий, они мычали, мяукали, квакали как лягушки и т. д. Этих "явных" признаков одержимости и бесноватости было достаточно, чтобы представители "святой" инквизиции хватали несчастных больных людей и тащили их в церковные застенки, где под пытками жертвы "признавались" в своих связях с дьяволом, за что по законам "святой" церкви им полагалась "очистительная" смерть в огне. В Европе в средние века было сожжено и замучено до 12 млн. нервнобольных людей. То, что это были больные, внушаемые люди, страдавшие истерическим неврозом, подтверждается признаками заболевания, подробно описанными свидетелями и палачами инквизиции. Интересно отметить, что сами "одержимые" под влиянием внушения церкви и самовнушения глубоко верили, что в них действительно вселился дьявол.

Может возникнуть вопрос для чего приводятся эти исторические сведения? Ведь теперь никто в дьявола не верит. Но законы внушения и самовнушения остались в силе и в наше время. В наши дни многие люди под влиянием внушения и самовнушения начинают, например, верить, что у них возникло заболевание раком или опухолью мозга или у них возник инфаркт миокарда и т. д. Эти мнительные и впечатлительные (внушаемые) люди начинают читать медицинские книги и журналы (предназначенные для врачей), слушать разговоры и жалобы действительно больных, или еще хуже - наблюдать страдания родных или соседей по палате, и у них все ярче и отчетливее возникают "симптомы" тяжкого или смертельного недуга. При самом тщательном обследовании современными методами у таких людей болезни не находят, болезни - нет. Это - "болезнь воображения". Беседы с врачом их не успокаивают, так как они убеждены, что от них скрывают правду из гуманных соображений. Такова сила самовнушения. Помочь людям, "одержимым болезнью", может только психотерапия в виде внушения в бодром состоянии или еще лучше в гипнозе, так как никакие лекарства здесь не дают эффекта.

Port9 — 2007-04-18 01:51:19

Приведем пример.

Девушка 23 лет ухаживала за своей матерью, умиравшей от рака желудка, и постепенно путем самовнушения она "перенесла" на себя все симптомы заболевания, наблюдавшиеся у матери. Потрясенная страданиями матери, дочь начинает отчетливо "ощущать" те же симптомы болезни, которые она наблюдала у матери. Девушка с тревогой обращается к врачу. Врачи исследуют ее кровь, желудочный сок, проводится рентгенологическое исследование желудка и кишечника. Естественно, никаких подтверждений "болезни" не обнаруживается. Но "больная" врачам не верит, "симптомы" заболевания не исчезают. Заверения врача, что никакого рака у нее нет, расцениваются больной как желание успокоить "безнадежную" больную. Только после того, как девушка прошла длительный курс психотерапии, она наконец освободилась от канцкрофобии (ракобоязни).

В другом случае самовнушение оказалось роковым. В одной зарубежной стране безработный, желая проехать "зайцем" в родные места, пришел на станцию железной дороги и.забрался в открытый вагон. Проходившие железнодорожники закрыли двери вагонов этого состава и вскоре он тронулся. Через шесть часов товарный состав прибыл на конечную станцию и стали рассортировывать вагоны. Когда открыли вагон, где находился безработный и безбилетный пассажир, все испуганно шарахнулись в сторону. В вагоне оказался труп замерзшего человека.

Оказалось, что человек сел в вагон-холодильник (рефрижератор). Казалось бы, ничего необычного не произошло, человек несколько часов находился при температуре -20 °С и, естественно, не мог не замерзнуть. Но все оказалось не так просто. Вагон-рефрижератор был неисправен и фактически холодильником не был. Его везли для ремонта. Отчего же замерз человек? По-видимому, после того как человек осмотрелся и понял, что по ошибке сел в загон-холодильник, пришел в ужас, его охватила паника и он под влиянием самовнушения начал испытывать "холод", его тело покрылось "гусиной кожей", его стало трясти, он начал кричать и бегать по вагону, чувство самовнушенного холода нарастало, он закоченел так как если бы в вагоне было действительно очень холодно, и погиб. Примеров, показывающих силу самовнушения, множество. Ограничусь еще одним. Академику И. П. Павлову была представлена больная женщина в связи с возникшей у нее самовнушенной "беременностью". Эта женщина страстно хотела иметь ребенка, но беременности не наступало. И вот однажды эта впечатлительная особа вообразила, что она беременна: у нее прекратились регулы, стала набухать грудь, увеличиваться размеры живота (за счет отложения подкожно-жировой клетчатки) и т. д. Женщина радостно стала шить распашонки и готовиться к материнству. Однако беременности не было.

По данным медицинской статистики, зарубежные поликлиники и больницы на 20-25% заполнены "больными", у которых заболевание возникло под влиянием самовнушения. Эти нервные люди мучают себя различными процедурами и исследованиями (глотание зонда, гастроскопия и ректороманоскопия, рентгенография и ЭКГ и т. п.) в надежде распознать наконец свою "страшную" болезнь. Эти люди не симулянты, они тратят последние сбережения на лечение и лекарства, которые стоят очень дорого, пишут завещания, пугают родных и близких, дают распоряжения, где их похоронить, и т. д. Таким больным может помочь лишь умелая психотерапия (гипноз, внушение, аутотренинг).

В настоящее время установлено, что внушение действует не только на нервные реакции, но и на вегетативные (растительные) функции организма. Так, с помощью внушения в гипнозе удавалось изменять диаметр мелких сосудов, бронхов и - бронхиол, влиять на свертываемость крови (останавливая кровотечения), на менструальный цикл у женщин и выделение молочных желез. Внушением можно снимать чувство боли. Для доказательства кожно-трофических явлений на волонтерах (добровольцах) были проведены интересные исследования. Так, внушая в гипнозе человеку, что к его руке приложен раскаленный металл (внушалось: "Я обжигаю вас!"), вызывали на месте прикосновения холодным предметом не только эритему (красноту), ной волдырь от мнимого ожога. В другом случае испытуемый, находившийся в состоянии гипноза, в результате внушения: "Вы находитесь на сорокаградусном морозе без шапки!" - отморозил кончики ушных раковин. По мнению академика В. М. Бехтерева, внушение, взаимовнушение и самовнушение играют огромную роль (не всегда учитываемую) и в повседневной жизни человека, сопровождая нас с детских лет до глубокой старости. Внушением мы воспитываем детей, прививаем подросткам любовь к труду, опрятность и другие навыки, или, наоборот, дурные привычки (курение, употребление алкоголя). Даже моды подчиняются законам внушения и взаимовнушения. За рубежом на основе внушения создается реклама. Церковь в странах Запада и США широко и умело использует внушение для укрепления своих пошатнувшихся позиций. Кинофильмы, телевидение, радио, религиозная печать - все используется, для укрепления веры прихожан. И эта гигантская машина внушения работает не вхолостую.

В настоящее время на основе технических достижений внушение получило новое раскрытие в работах профессора А. М. Свядоща, который считает, что лечение внушением можно рассматривать как метод лечения информацией. Внушение, с его позиций,- это введение информации, принимаемой больным без критической оценки и оказывающей влияние на нейро-психические процессы. Оно невозможно при отсутствии смыслового содержания вводимой информации.

Однако далеко не всякая информация оказывает внушающее действие. В результате исследований ученых было доказано, что в мозге человека и животных протекают процессы вероятностного прогнозирования. Наблюдения над явлениями внушения и плацебо-эффекта (вместо лекарства - индифферентный порошок) привели к убеждению, что при этом в мозгу протекают и процессы верификации информации, т. е. определение ее достоверности. Большая часть поступающей информации подвергается автоматической неосознаваемой оценке ее достоверности, а также значимости. Благодаря этому организм, не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые не имеют к нему отношения или несут ложную или незначимую информацию. Особенность внушения кроется в том, что помимо основной информации, определяющей содержание внушения, вводится еще добавочная - верификационная (удостоверяющая) информация, придающая достоверность основной информации. Так, например, больной говорят: "Руке не больно", В другом случае внушают ей в другой тональности: "Руке не больно!" Во втором случае добавочную информацию несут голос, интонация, мимика, авторитет врача. Если этой добавочной информации не будет, то эффект внушения не наступит.

А. Свядощ записал на студийном магнитофоне одни и те же фразы, произнесенные одним и тем же лицом обычным тоном и тоном внушения, и подверг записанные слова спектральному анализу с помощью интонографа и электронной вычислительной машины. Таким путем удалось получить цифровые физические характеристики, отличающие повествовательную речь от внушающей, и выявить некоторые особенности верификационной информации. Оказалось, чем более уверенным тоном говорит человек, тем большим верифицирующим действием обладает его речь.

В этих опытах явления конформизма, т. е. навязывания явно ложного мнения группой лиц одному из членов этой группы, исчезали, если хотя бы два-три человека из группы высказывали это мнение неуверенным тоном.

Ложная верификация информации лежит в основе плацебо-эффекта и в косвенном внушении, при котором больной приписывает терапевтическую силу лекарству, которым оно в действительности не обладает.

Недалеко то время, когда ученые и врачи будут еще полнее управлять силой словесного внушения, особенно в гипнозе, не только для лечения, но и для многих других целей: в воспитании и педагогике; в спорте, в дальних космических полетах, для устранения чувства одиночества и нарушенного ритма сна и бодрствования. Ведь для внушения не существует расстояния: можно внушать и гипнотизировать с помощью средств связи (радио, телевидения). Трудно даже предвидеть возможности внушения в будущем.